FOX NOTES
 ГЛАВНАЯ
ФОТОКАТАЛОГ
МАГАЗИН
СПРАВОЧНАЯ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ
Написать письмо
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

Уральский следопыт. Екатеринбург.2005.

№12. С 22-23

«Вовчики» ШААЗа

Л.Борисова, А.Макурин  

  

ОАО «Шадринский автоагрегатный завод» (ШААЗ), как и многие предприятия не только Курганской области, но и всей страны, в начале 90-х годов прошлого века в полной мере испило чашу последствий проводимых экономических реформ: спад производства, засилье бартера, нарастающая задолженность по зарплате и, как следствие, унизительное безденежье для работников завода.

Так, в 1995 году  на расчетный счет предприятия поступило только 2% от общего оборота собственных средств, а в 1996 году – и того меньше – лишь 0,2%.  В этих условиях были введены чековые книжки, посредством которых на ШААЗе пытались, если не снизить, то хотя бы стабилизировать долги по зарплате перед персоналом. В 1996 году из 28 млрд. 235 млн. рублей начисленной зарплаты работникам почти четверть или 7 млрд. 44 млн. рублей выдавалась по безналичному расчету. Безналичные расчеты проводились путем отоваривания чеков продуктами, промышленными товарами и оказанием услуг в счет депонированной зарплаты.

-   Не имея наличных денег, мы не могли приобрести для заводчан все необходимые товары, - вспоминает начальник управления рабочего снабжения (УРС) завода Е.В. Андреева. – Прежде всего, продукты питания. В три смены работали наши пекари, но хлеба все равно не хватало. Давали по две булки в руки. В столовых забирали весь хлеб до кусочка, даже резаный. А муку на радиаторы не меняли. Порой приходилось занимать ее тоннами… Тяжело сегодня об этом вспоминать. Хотя и товарооборот, и показатели у нас тогда были хорошие, мне не хотелось бы возвращаться в то страшное время.

Продолжая ощущать острый недостаток наличных средств для расчета с персоналом, руководство ШААЗа в 1997 году решилось на введение своих заводских денег – купонов.

Как один из самых тяжелейших в истории завода оценивает тот период и бывший генеральный директор ШААЗа В.Г. Весич:

- Мы не могли выдать людям заработанное – это был критический момент для администрации завода. И тогда мы решили ввести купоны. Справедливости ради надо отметить, что до введения купонов по заводу ходили чеки. На них можно было покушать в столовой или купить продукты в магазинах УРСа. Продавцы каждый раз отмечали сумму, потраченную работником, а он за нее расписывался. Если учесть, что за любым товаром в заводском магазине мгновенно выстраивалась огромная очередь, то можно представить, как медленно она двигалась, пока продавец и покупатель занимались писаниной. Поэтому чеки продержались недолго. Да и выручала эта система только тех, кто работал на заводе. А ведь людям надо было еще и детей кормить…

Приказом по предприятию от 13 марта 1997 года № 114 было предписано обеспечить печатание и введение купонов. Порядок пользования ими был размещен в заводской газете «Автоагрегат», ведение разъяснительной работы в трудовых коллективах вменялась также в обязанность руководителям структурных подразделений. Особо внимание обращалось на обеспечение сохранности заводских денег, ведь в случае их утери заработная плата восстановлению не подлежала.

Купюры номиналом 100, 500, 1000, 5000 и 10000 купонов (до деноминации) на первых порах печатали в заводском вычислительном центре. Но поскольку они не были снабжены надежными элементами защиты, - начали появляться подделки. Уже в 1998 году пришлось обратиться к специалистам Печатного дома «Формат» (Екатеринбург): заводскую «валюту» стали печатать на специальной бумаге с защитной сеткой (номиналы 1, 3, 5, 10 и 50 купонов – после деноминации российских рублей здесь также убрали лишние нули). А в 1999 году вновь пришлось вводить дополнительные защитные элементы – водяные знаки. Третий выпуск составляли номиналы 1, 2, 5, 10 и 50 купонов. А их цветовая гамма ностальгически повторяла  раскраску последних  советских купюр: 1 купон – светло-коричневый, 5 купонов – синие, 10 купонов – красные, 50 купонов – зеленые.

В 1996 г. удельный вес безналичных расчетов путем отоваривания чековых книжек на ШААЗе составлял 40%, а в 1997 г. после введения купонов – уже 50%. Чтобы отоварить такое количество «денег», руководству завода пришлось проделать огромную работу по развитию торговой сети УРСа, увеличению товарооборота, насыщению заводских магазинов не только продуктами питания, но и промышленными товарами – стиральными машинами, мотоциклами, велосипедами и т.д.  Закупали учебники, портфели и одежду для детей заводчан.

В 1995 г. товарооборот УРСа составлял порядка 9,5 млн. руб., в 1996 г. он достиг почти 21 млн. руб., в 1997 г. – 29 млн. руб. При этом, из общего товарооборота по безналичному расчету в 1995 г. было отпущено различных продуктов на 1,8 млн. руб., в 1996 г. –  уже на 6,5 млн. руб., в 1997 г. – более  8 млн. руб.

  Поскольку каждая копейка в семьях заводчан была на счету, даже небольшая разница в стоимости товара в заводских магазинах и городских торговых точках вызывала негативную реакцию со стороны покупателей. В УРСе работал экономист по ценам, который еженедельно проводил сравнительный анализ цен с последующей публикацией в заводской газете.    

Купоны давали друг другу в долг, ими рассчитывались за коммунальные услуги в заводском ЖКО. Более того, купоны вышли за пределы завода и на «черном» рынке стали обмениваться на наличные деньги. Предприниматели по дешевке скупали шаазовскую «валюту», отоваривались в заводских магазинах и продавали этот же товар в своих торговых точках, но уже дороже.

- Когда купоны отменили, мы дали объявление в газету, чтобы до определенного срока люди сдали то, что осталось у них на руках, - вспоминает В.Е. Горшкова, работавшая в то время главным бухгалтером, – Но процесс затянулся. Были случаи, когда приходили через полгода или год: кто в кармане забыл, кто заначку нашел. Эти случаи разбирала специальная комиссия. Одна работница принесла целую кучу купонов – значительно больше, чем за все это время заработала. Стали выяснять: оказалось, что она торговала водкой из-под полы. Комиссия ей отказала.

Остается добавить, что в честь тогдашнего генерального директора ОАО «ШААЗ» Владимира Григорьевича Весича заводчане назвали свою «валюту» - «вовчиками».

И не исключено, что без введения купонов ШААЗ не смог бы избежать судьбы ряда других шадринских предприятий, так и не сумевших после перестройки  и реформ подняться с колен. В конце же 1999 года Шадринский автоагрегатный завод стал выбираться из долговой ямы, развивать производство и стабильно выплачивать заработную плату своим работникам. Купоны ушли в прошлое. А эскизы и образцы их до сих пор хранятся в заводском центре автоматизированных систем как свидетельство периода выживания предприятия.

©Л.Борисова, А.Макурин. «Вовчики» ШААЗа / Уральский следопыт. Екатеринбург.2005.

№12. С 22-23

  

 ПУБЛИКАЦИИ Макурина Александра Валентиновича

 

Статьи по бонистике Частные выпуски

ВОЗВРАТ В РАЗДЕЛ СТАТЬИ ПО БОНИСТИКЕ

 
ГЛАВНАЯ ФОТОКАТАЛОГ МАГАЗИН СПРАВОЧНАЯ ССЫЛКИ КОНТАКТЫ
Hosted by uCoz