Зародившаяся еще ранее идея
выпуска бон Русско-Азиатским Банком
совместно с К. В. ж. д. не была
оставлена Банком.
После Харбинских и Пекинских
Совещаний 1917 года Банк неоднократно
обсуждал возможность выпуска своих
банкнот.
Проезжавший в начале 1918 года
через Харбин председатель Правления
Банка — А. И. Путилов отнесся к
предположенному выпуску вполне
положительно и по приезде в Шанхай
совместно с дирекцией азиатских
отделений Русско-Азиатского Банка
окончательно разрешил вопрос о
выпуске Банком своих бон.
По согласовании вопроса о
выпуске с Управлением К. В. ж. д., в
средине 1918 г. Русско-Азиатским Банком
было заказано в Америке у известной
фирмы по изготовлению банкнот «American
Bank Note Company» бон на сумму 20 миллионов
рублей.
Из них достоинств в 100 рублей на
сумму 12.000.000 р.
50 копеек
500.000 р.
1, 3 и 10 руб
7.500.000 р.
Техника выпуска была поручена
Харбинскому Отделению Банка, куда
заготовленные боны и поступили к
концу 1918 г.
Помимо помещенных на бонах в 1, 3,
10 и 100 рублей подписей Председателя
Правления Банка — А. И. Путилова и
Управляющего К. В. ж. д. — ген. Хорват,
боны, уже в самом Харбине
штемпелевались, литографским
способом, подписью Управляющего
Харбинским Отделением Банка — И. К.
Пименова, с каковой целью в помещении
самого Банка были установлены две
машины. Не грифовались этой подписью
лишь боны в 50 копеек.
Боны достоинством в 100 рублей,
помимо указанных трех подписей,
снабжались еще собственноручной
подписью, чернилами, одного из
доверенных Р.-Азиатского Банка: г.г. С.
О. Волкова, Н. Н. Павлова, Б. М. Попова, М.
Ф. Матеуса, С. А. Тюленева, В. В.
Химикуса.
Этим лицам пришлось
собственноручно подписать 120 тысяч
экз. бон достоинством в 100 рублей.
Работа потребовала более двух
месяцев времени.
Лишь между 15-20 декабря 1918 года
первые боны были заприходованы в
кассу Банка и были зачислены на
особый счет.
Боны всех достоинств занумерованы
особым для каждого купюра порядковым
нумером.
Бонам Русско-Азиатского Банка,
получившим широкое распространение
и охотно принимавшимся рынком, было
дано на рынке наименование «хорватовских».
Постановление Кит. Вост. ж.
дороги о выпуске Банком, по
соглашению с дорогой, своих бон
последовало в январе 1919 г.
Дорогой был опубликован
нижеследующий
Приказ № 7.
Января 13-го дня
1919 года. По Китайской Восточной
железной дороге о выпуске Русско-Азиатским
Банком бон.
Недостаток
мелких кредитных билетов в полосе
отчуждения Китайской Восточной
железной дороги, ставивший банки,
Управление дороги, торговые
предприятия и проч. учреждения, а
также и все население в
затруднительное положение при
денежных расчетах, привел к
необходимости Русско-Азиатский Банк,
по соглашению с Управлением дороги,
выпустить разменные боны — 50 к., 1 р. 3
р., 10 р. и 100 р. достоинства.
Означенные боны
предназначены к обращению в пределах
полосы отчуждения К. В. ж. д. наравне с
государственными кредитными
билетами образцов, выпущенных до 1917 г.
включительно.
Прием платежей
этими бонами, обмен и размен их на
государстзеняыэ кредитные билеты
производится беспрепятственно в
отделениях Русско-Азиатского Банка в
Харбине, Маньчжурии, Хайларе и
Куаньченцзы.
Об'являя об этом,
предлагаю:
1)
Принимать означенные боны в кассы
дороги беспрепятственно и без
ограничения суммы в уплату сборов
дороги и проч. взносов.
2)
Производить, по возможности,
беспрепятственный размен бон при
производстве платежей на
государственные кредитные билеты и
обратно.
Основания
выпуска подробно изложены в
рассылаемых при сем плакатах,
каковые надлежит вывесить на видных
местах при кассах, для осведомления
публики. Вр Управляющий дорогою В.
Лачинов Главный Бухгалтер В. Астахов».
Исполнены боны очень
тщательно и качество их вполне
гарантирует от подделки.
На лицевой стороне,
помимо приведенных выше подписей,
значится указание, о достоинстве
бона и номер и напечатано: «Русско -
Азиатский Банк. Харбин. Настоящий бон
принимается во всех кассах К.В. ж.д.
равно как в отделениях Р.-Азиатского
Банка в Харбине, Хайларе и
Куаньченцзы, наравне с
государственными кредитными
билетами образцов, находящихся в
обращении до 1917 года включительно.
Подделка преследуется законом». На
оборотной стороне цифрами и прописью
указано достоинство бона и
напечатано: «Русско-Азиатский Банк.
Харбин» и изображен поезд с
паровозом с дымящейся трубою.
На бонах в 50 копеек
подписи Хорвата и Путилова
напечатаны на оборотной стороне.
Спрос на боны был большой,
выпускались они банкном крайне
осторожно, небольшими
партиями, а под конец — в течение
второй половины 1919 года — Банк
выпускал их лишь по особому — каждый
раз — разрешению лиц высшей
администрации Банка.
Надлежит обратить
внимание, что понимая, что выпуск бон
может быть истолкован как нарушение
устава Банка, — Банк и его
руководители пожелали внешне, как бы,
устранить признаки кредитной
операции от своего мероприятия по
выпуску бон.
Последние не были
обеспечены в требуемой пропорции металлом и не являлись
обязательными к приему, но вместе с
тем на них отсутствовала и надпись —
обязательство Банка производить
размен их на какие-либо другие
денежные знаки. Приведенная
выше надпись на боне говорит лишь о
том, что «настоящий бон принимается кассами
отделений Банка и жел. дор. наравне
с государственными кредитными
билетами образца до 1917 года включительно».
Как
видим, текст самих бон отнюдь не
соответствует обещанию приказа № 7 об «обмене и
размене бон на государственные
кредитные билеты». Банк оказался
осторожнее железной дороги, хотя
тот же приказ № 7 тоже достаточно
осторожно
предлагал кассам дороги «производить,
по возможности, беспрепятственный
размен бон».
На практике — обмен своих бон
Банк производил только на зеленые —
«керенские» ден. знака и лишь разницу
— рубли, не умещавшиеся в керенские
кредитные в 1000 или 250 руб.,— выдавал
мелкими романовскими.
Курс на «хорватовские»
денежные знаки был установлен рынком почти тождественный с «романовскими»,
что видно из нижеприводимой справки.
Таблица
среднего курса иены в
1919 г.
|
на
хорватские
|
на
романовские
|
|
на
хорватские
|
на
романовские
|
В июле
августе
сентябре
|
8. –
9.77
10. –
|
8. –
9.48
10. 15
|
В октябре
ноябре
декабре
|
10.95 –
13.40
12.40
|
10.30
12.00
10.23
|
Ср. курс иены за II-ое
полугодие 1919 г- 10.75
10.19
За 1920 г. средний курс 1
зол. рубля на «романовские» равен был
10 р., а на «хорватовские» — 11 рублям.
Возникавший еще в 1919
г. вопрос о дополнительном выпуске «хорватовских»
отпал сам собою, после того как к
концу года выяснился постепенный
перевод жел. дороги своих расчетов на
валюту. Начиная с 1920 г. «хорватовские»
постепенно стягиваются жел. дорогой
в свою кассу и вновь не выпускаются
на рынок. Все это производится в
естественном порядке, постепенно и
без каких-либо особых об'явлений
дороги или Банка.
Одновременно дорога
устанавливает обязательный курс на
эти ден. знаки на золотой рубль и
постепенно без шума и протестов
отучает смотреть на них, как на
действительное платежное средство.
К середине 1920 г. «хорватовскими»
денежными знаками рынок перестает
интересоваться.
Майский 1920 г. приказ
№ 170 Управляющего К. В. жел. дор.
ограничивает прием в кассы дороги
кредитных билетов, не делая
исключения и для своих бон.
Впоследствии
— на протяжении последних лет — курс
хорватовских хотя и фиксировался еще
некоторое время биржей, но являлся
номинальным, так как сделок на них не
происходило.
Наблюдалось иное
явление — случайные обстоятельства:
слух о том или ином событии,
связанном с К. В. ж. д., немедленно
вызывал охотников поставить ставку
на «хорватовки», так. например, в
январе 1924 г. в связи с
муссировавшимися слухами о возврате
на дорогу ген. Хорвата, началась
усиленная скупка «хорватовок» — в
чаянии обмена их на валюту.
1)
Позднее — в марте 1924
г. некие владельцы этих бон сделали
попытку пред'явить в китайском
Окружном Суде Особ. Района Вост.
Провинции Китайск. Республ. — иск к
Русско-Азиатскому Банку, требуя
оплаты имеющихся у них «хорватовок»
из расчета — 1 руб. зол. за 5 р.
хорватовскими.
«Истцы в своем
исковом прошении указывают, что они
не могут признать за Русско-Азиатском
Банком, как за частным кредитным
установлением и притом для Китая —
иностранном, права выпуска в
обращение в Китае денежных знаков.
Боны Банка могут
рассматриваться лишь, как частные
обязательства Банка, выпущенные в
русских денежных знаках.
Истцы считают, что
держатели бонов, выпущенных Русско-Азиатским
Банком, имеют право требовать
возврата им банком денежных знаков
той же ценности, которую имели
бумажные русские рубли в период
выпуска в обращение бонов Банка».
2)
Дело это и по сие
время находится в судебном
производстве, и на удовлетворение
иска расчитывать трудно, но сам факт
иска поднял интерес к хорватовским и
держатели не проявляли желания
расстаться с ними.
Не располагая
точными сведениями о количестве
возвращенных обратно бон Русско-Азиатского
Банка, можно все же полагать, что «эмиссия»
эта дала Банку возможность содержать
в течение полутора лет весь свой
аппарат и, кроме того, помогла ему
сохранить свою валютную наличность,
сохранить которую при иных
обстоятельствах ему врядли удалось
бы.
1)
См. журн. (Коммерческий Телеграф» от
января 1924 г. г. Харбин.
2)
См. газ. «Новости Жизни» № 52 от 7-го
марра 1924 г. г. Харбин.
А. И. Погребецкий
|