1944
г. вошел в историю второй мировой
войны как год решающих побед
Советской Армии. Во второй половине 1944
г. гитлеровские оккупанты были
изгнаны с советской земли;
развернулись широкие наступательные
операции за рубежом с целью
освобождения государств Центральной
и Юго-Восточной Европы от фашистского
ига. Осенью 1944 г. Германия потеряла
своих союзников - Румынию и Болгарию,
вышедших из войны на ее стороне и
присоединившихся к антигитлеровской
коалиции. Вооруженные силы этих стран,
действуя совместно с советскими
войсками, приняли участие в
освобождении стран Юго-Восточной
Европы. Наступательные бои велись в
Чехословакии и Венгрии. Народно-освободительная
армия Югославии во взаимодействии с
Советскими Вооруженными Силами
завершала изгнание оккупантов из
своей страны.
Валютная
политика Советского правительства и
военного командования в
освобожденных от врага странах
учитывала складывающуюся там военно-политическую
ситуацию, при которой наступление
советских войск вместе с народными
армиями этих стран сочеталось с
борьбой трудящихся за установление в
них народно-демократической власти, с
нормализацией хозяйственной жизни и
переходом к мирному развитию.
Первоочередное
значение сразу приобрел вопрос о
эмиссиях денег в освобожденных от
противника странах. Потребовалось
прибегнуть к одному из доступных и
приемлемых источников мобилизации
средств для финансирования
чрезвычайных военных расходов - к
дополнительным выпускам как
национальных денежных знаков, так и
специальных денежных знаков военного
командования, т.е. военных денег. В
ходе развертывающейся
освободительной войны в Европе на
первый план выдвинулась
необходимость эмиссии военных
денежных знаков, поскольку в
большинстве стран ко времени их
освобождения денежное обращение в
результате инфляции находилось в
глубоком упадке. Это значительно
затрудняло, а иногда и исключало
использование дополнительных эмиссий
внутренних национальных денежных
знаков и бон.
Как
известно, первой из зарубежных стран,
на территорию которой вступили в
конце марта 1944 г. советские войска,
была Румыния. Вступление советских
войск в пределы Румынии диктовалось
военной необходимостью и
продолжавшимся сопротивлением войск
противника.
У
наступавших советских войск возникла
потребность в денежных затратах в
иностранной валюте для закупок
некоторых видов продовольствия,
фуража, топлива и т.п., а также оплаты
услуг местного населения. В связи с
этим Советским правительством было
принято решение изготовить для
выпуска в Румынии военные денежные
билеты, выписанные в национальных
денежных единицах- леях.
Соглашением
о перемирии союзнических держав с
Румынией, заключенным 12 сентября 1944 г.,
предусматривались ликвидация фашизма
в стране и вступление ее на путь
независимого и демократического
развития. Для контроля за выполнением
перемирия создавалась Союзная
контрольная комиссия в составе
представителей СССР, США и
Великобритании.
В
Соглашении устанавливалось, что «Румынское
Правительство должно регулярно
выплачивать денежные суммы в
румынской валюте, потребные Союзному (Советскому)
Главнокомандованию для выполнения
его функций...». Одновременно в
Приложении к Соглашению было
специально оговорено: «Румынское
Правительство изымет и выпустит в
такие сроки и на таких условиях,
которые будут указаны Союзным (Советским)
Главнокомандованием, всю находящуюся
на румынской территории валюту,
выпущенную Союзным (Советским)
Главнокомандованием, и безвозмездно
передает изъятую таким образом валюту
Союзному (Советскому)
Главнокомандованию» [8, т. 9, с. 188-189,
204-205].
Были
напечатаны и выпущены денежные знаки
семи номиналов: 1, 5, 10, 20, 100, 500 и 1000 лей;
они имеют надпись на румынском языке -
«Командование Красной Армии» и дату -
1944. Билеты однотипны, с простым
узорным орнаментом, одно или
двухцветные, с буквенным обозначением
серий и порядковым номером (рис. 43).
Выпуск
советским командованием этих билетов
на территории страны был ограниченным;
находились они в обращении недолго.
Указанные билеты принадлежат к числу
редких коллекционных денежных знаков
второй мировой войны, а купюры в 500 и 1000
лей можно считать уникальными.
После
завершения в октябре 1944 г.
освобождения страны от гитлеровцев
румынское правительство приступило к
выкупу денежных знаков советского
военного командования на
национальную валюту из расчета 1
военная лея за 5 румынских лей. В
дальнейшем изъятые из обращения
военные леи были переданы советскому
командованию. Послевоенная денежная
реформа была проведена в стране в
августе 1947 г. путем обмена старых
денежных знаков на леи новых выпусков
и образцов в соотношении 20000:1,
отразившем достигнутый к тому времени
уровень инфляции в стране.
Бои
за освобождение Венгрии носили
ожесточенный характер. Наступление
советских войск на всех главных
направлениях, и особенно на
будапештском, натолкнулось на сильную
оборону противника, сокрушение
которой происходило в ходе
кровопролитных сражений в зимние
месяцы 1944-1945 гг. Только после разгрома
окруженной будапештской группировки
врага в середине февраля 1945 г. столица
Венгрии была освобождена. Однако
военные действия продолжались до
начала апреля, когда Советская Армия
полностью завершила освобождение
Венгрии от гитлеровских войск.
Ввиду
того, что на территории освобожденной
части Венгрии весь банковский
эмиссионный механизм был полностью
расстроен, Советским правительством
по представлению Союзной контрольной
комиссии по Венгрии, учрежденной в
январе 1945 г., была разрешена через
создаваемый советский банк эмиссия
военных денежных знаков, выраженных в
национальной валюте страны -пенгё.
Официально
выпуск военной валюты союзников был
предусмотрен первоначально в
Соглашении о перемирии, заключенном 20
января 1945 г., а потом подтвержден в
мирном договоре с Венгрией,
подписанном 10 февраля 1947 г. В
соответствии с Соглашением о
перемирии устанавливалось, что «Венгерское
Правительство должно регулярно
выплачивать денежные суммы в
венгерской валюте и предоставлять
товары (горючее, продукты питания и т.п.),
средства и услуги, которые могут
потребоваться Союзному (Советскому)
Главнокомандованию для выполнения
его функций, а также для нужд миссий
или правительств Союзных Государств,
связанных с Союзной Контрольной
Комиссией». В Приложение к Соглашению
было включено требование: «Венгерское
Правительство изымет и выкупит в
такие сроки и на таких условиях,
которые будут указаны Союзным (Советским)
Главнокомандованием, всю находящуюся
на венгерской территории валюту,
выпущенную Союзным (Советским)
Главнокомандованием, и безвозмездно
передаст изъятую таким образом валюту
Союзному (Советскому)
Главнокомандованию» [8, т. 10, с. 176].
Кроме того, устанавливалось, что «Правительство
Венгрии должно принять на себя полную
ответственность за всю военную валюту
Союзников, выпущенную в Венгрии,
союзными военными властями, включая
валюту, которая будет находиться в
обращении на день вступления в силу
настоящего договора».
Печатавшиеся
в СССР для выпуска в Венгрии военные
денежные знаки с текстом на
венгерском языке содержат надпись «Комендатура
Красной Армии» и указание года -1944.
Билеты с несложным графическим узором,
одно- и двухцветной окраски, имели
следующие номиналы: 1 пенгё (двух
разновидностей и с двумя разными
размерами рисунков на бумаге с фоном
горизонтальной или вертикальной
ромбической сетки, в большей части без
порядкового номера, но известны и с
номерами), 2, 5, 10, 20 (с порядковым
номером двух вариантов и без номера),
50, 100 (с порядковым номером двух
вариантов) и 1000 пенгё (рис. 44, 45, 46).
Эмиссия
военных денежных знаков советского
военного командования в Венгрии
помогла решению острой проблемы
преодоления денежного голода-нехватки
крайне необходимых платежных средств
как для покрытия неотложных военных
расходов, так и затрат, связанных с
переходом страны к мирному развитию.
Вопреки допустимости лишь
кратковременного использования
денежной эмиссии для финансирования
чрезвычайных расходов и
необходимости проведения мер,
направленных на преодоление инфляции,
Временное правительство Венгрии
вступило на противоположный путь -
форсирования эмиссии и углубления
инфляционного расстройства в стране.
Демонстративные
попытки ослабления инфляции путем
наклейки на крупнокупюрные банкноты
марок повышенной ценности (к банкноте
номиналом в 1 тыс. пенгё нужно было
прикрепить красную марку в 3 тыс. пенгё,
к банкноте в 10 тыс. пенгё - коричневую
марку соответствующей стоимости и т.д.),
а затем введение специальной
расчетной единицы - «налогового пенгё»
(курс которого ежедневно определялся
специальной комиссией) успеха не
имели, поскольку о них заранее
становилось известно предприимчивым
спекулянтам. Закончилось все это
полной инфляционной катастрофой в
июле 1946 г., когда новым народно-демократическим
правительством была проведена
радикальная реформа: обесценившиеся
пенгё подлежали обмену на новую
денежную единицу - форинты по
небывалому в истории денег курсу 400 •
1026 пенгё. На смену непомерному
количеству денежных знаков всех
прежних многолетних выпусков пришли
банкноты Венгерского национального
банка в устойчивой валюте - форинтах.
Выпуск советской военной
администрацией денежных знаков в
военных пенгё был прекращен в конце 1945
г.
По-иному
сложилось положение дел с выпуском
военных денежных знаков в
освобожденной Советской Армией
Чехословакии. Наступательные
действия, начавшиеся на чехословацкой
земле осенью 1944 г., широко
развернулись весной 1945 г. К этому
времени партизанская борьба против
немецко-фашистских оккупантов вслед
за Словакией охватила также Моравию и
Чехию. В ходе наступления советских
войск к концу апреля 1945 г. была
полностью освобождена Словакия с ее
столицей Братиславой и часть Моравии.
Проведение готовившейся
наступательной операции по окружению
и разгрому крупной группировки войск
противника и освобождению Праги было
ускорено начавшимся там 5 мая
вооруженным восстанием. 9 мая
советские войска, прорвав оборону
немцев, вступили в Прагу. Немецкий
гарнизон капитулировал и был
разоружен.
В годы
фашистской оккупации денежное
обращение страны находилось в
состоянии глубокого расстройства.
Ввиду большой засоренности
всевозможными денежными знаками -
кронами «Протектората Богемия и
Моравия», словацкими кронами,
венгерскими пенгё, польскими злотыми,
разными денежными суррогатами - оно
утратило свой национальный характер.
Реальная ценность их неудержимо
падала, Безотлагательно требовались «чистка»
денежного обращения и восстановление
единой валюты и унифицированной в
общегосударственном масштабе
денежной системы. Но осуществить это
до полного освобождения страны не
представлялось возможным.
Еще
в преддверии широких наступательных
операций за рубежом, 8 мая 1944 г., на
основе Договора о дружбе, взаимной
помощи, послевоенном сотрудничестве
между СССР и ЧССР от 12 декабря 1943 г.
было подписано правительством СССР и
правительством Чехословакии
Соглашение об отношениях между
Советским Главнокомандованием и
Чехословацкой администрацией после
вступления советских войск на
территорию Чехословакии,
предусмотревшее достижение и особого
соглашения относительно финансовых
вопросов. Такое соглашение было
заключено 31 марта 1945 г., установившее,
что «Правительство СССР обеспечивает
в течение всего периода войны
чехословацкие воинские части,
находящиеся в оперативном подчинении
Советского Верховного
Главнокомандования, необходимым
вооружением и военным снаряжением,
материалами и обслуживанием с
отнесением расходов за счет бюджета
Советского Союза, а Правительство
Чехословакии, в свою очередь,
обязуется понесенные им расходы на
содержание частей Советской Армии (денежные
средства, материалы и обслуживание на
территории Чехословакии) засчитывать
в счет военных расходов Чехословацкой
республики с отнесением этих расходов
на счет бюджета республики» [8, т. 10, с.
325,354].
В
конце 1944 г. Советским правительством
был положительно решен вопрос о
выпуске военных денежных знаков в
национальной денежной единице -
чехословацких кронах для
финансирования военных и других
чрезвычайных расходов. Были
напечатаны и в начале 1945 г. поступили в
обращение денежные знаки шести
номиналов: 1, 5, 20, 100, 500, 1000 крон. Они
имеют надпись «Республика
Чехословакия» и дату - 1944. Надписи
номинала сделаны по-чешски, по-русски
и по-словацки; проставлены буквы серий
и порядковый номер. Купюры в 5 крон
печатались на бумаге с фоном
горизонтальной и вертикальной
ромбической сетки, купюры в 20 крон - с
порядковым номером двух
разновидностей (рис. 47, 48).
Денежные
знаки советского военного
командования, пользовавшиеся
доверием населения, имели хождение в
период военных действий в
освобожденной части Чехословакии, а
затем по их окончании и на всей
территории страны. В дальнейшем с
переходом эмиссионных функций в
компетенцию правительства
Национального фронта продолжавшие
поступать в обращение билеты купюрами
в 100, 500 и 1000 крон, но уже с наклеенными
марками подтверждения
соответствующих достоинств должны
рассматриваться как его собственные
выпуски, утратившие первоначальное
значение военных денег (рис. 49). Укажем,
что имели также хождение и денежные
знаки Словакии выпусков 1940-1941гг. с
наклеенными на них аналогичными
марками подтверждения. Денежная
реформа была проведена в Чехословакии
на основе правительственного декрета
от 18 октября 1946 г. путем обмена всех
ранее выпущенных денежных знаков на
государственные билеты нового
образца (без даты выпуска) купюрами в 1,
5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 крон. Из прежних
денежных знаков для того, чтобы
избежать затруднений с разменом, не
подлежали обмену лишь купюры в одну
крону и металлическая разменная
монета. Выпуск денежных знаков
советского военного командования с
марками подтверждения прекратился, а
оставшиеся в обращении билеты вскоре
были выкуплены Национальным банком.
В
некоторых военных каталогах денежных
знаков и бон [16], изданных за рубежом, к
денежным эмиссиям Советской Армии
относят и банкноты Национального
банка Польши, выпускавшиеся на
освобожденной территории страны в
1944-1945 гг. По-видимому, основанием для
такого утверждения послужило то, что
первоначально эти банкноты были
отпечатаны в СССР (со словом в тексте «OBOWIAZKOWYM»,
а не «OBOWIAZKOWE», как на знаках польской
печати). Первый вид выпускался в
купюрах: 50 грошей (без знака), 1, 2, 5, 10, 20,
50, 100, 500 злотых, второй вид - в купюрах: 2,
5, 10, 20, 50, 100 и 500 злотых; на всех стояла
дата - 1944 (рис. 50, 51), а на купюре в 1000
злотых -1945.
Известно,
что сразу после вступления советских
войск в пределы Польши был образован
Польский комитет национального
освобождения (ПКНО). По заключенному
тогда с СССР соглашению
устанавливалось, что на той части
территории страны, которая перестает
быть зоной непосредственных военных
действий, руководство всеми делами
гражданского управления полностью
переходит к ПКНО. Эмиссионные функции
были первоначально возложены на
учрежденную в Люблине Кассу ведомств,
которая затем была преобразована в
Центральную казначейскую кассу. С
освобождением Варшавы Декретом
Правительства и Президиума Краевой
Рады Народовой был образован
Национальный банк Польши, наделенный
монопольным правом эмиссии денег,
который приступил к их выпуску.
Учреждение эмиссионного банка
позволило в январе-феврале 1945 г.
провести денежную реформу и
унифицировать денежную систему
страны. Полагаем, что банкноты,
эмитированные указанным банком, не
подпадают под понятие военных денег
как таковых, поскольку фактический их
выпуск целиком находился в
компетенции гражданских властей
освобожденной Польши, а не
командования Советских Вооруженных
Сил.
Заслуживают
внимания эмиссии военных денег,
сыгравшие положительную роль в
освободительной борьбе югославского
народа против немецких и итальянских
оккупантов в 1941-1945 гг. Выпуск и
применение этих деняг - денег
национального освобождения открывают
одну из примечательных страниц в
истории денежных знаков и бон второй
мировой войны. Они помогли
югославским партизанам, а также
местным и общегосударственным
органам народной власти выстоять в
трудные годы освободительной борьбы
за свободу и независимость своей
родины.
Как
известно, после военного вторжения и
оккупации фашистскими немецкими и
итальянскими войсками народы
Югославии подняли восстание. С осени
1941 г. в результате успешных
партизанских военных действий были
освобождены от врага целые районы.
В
некоторых каталогах приведены данные
о партизанских билетах в Черногории,
но только в трех купюрах в 10, 100 и 1000
динаров и с разъяснением, что они были
''падающие», т.е. их ценность
неудержимо катилась вниз. Так, билеты
достоинством в 1000 динаров
обесценивались на 50 динаров каждый
месяц [16].
Во второй
половине 1944 •, Советское
правительство принимает решение об
оказании помощи правительству
Югославии в осуществлении мер по
замене денежной системы
оккупационного режима и проведению
валютной реформы на освобожденной
территории страны. По постановлению
Государственного комитета обороны по
эскизам, предложенным
представителями югославского
правительства, на фабрике Гознак в
Москве были отпечатаны денежные
билеты с реквизитами новой
государственной власти Югославии,
которые поступили в обращение в конце
1944 г. Данные денежные билеты
примечательны своим военным обликом.
Они выпущены в купюрах: 1, 5, 10, 20, 500 и 1000
динаров с датой - 1944, 50. и 100 динаров без
указания даты; билеты двадцати и выше
номиналов имеют контрольные номера
двух вариантов. На лицевой стороне
билетов дано изображение
вооруженного автоматом югославского
солдата, на оборотной стороне - герб
новой Югославии, на ленте которого
приведена дата 29 ноября 1943 г. (рис. 52,53).
Следует
отметить, что через Югославию и с ее
помощью осуществлялась материальная
и финансовая помощь Албании, с которой
до ноября 1945 г. Советский Союз не имел
дипломатических отношений. Известно,
что по постановлению
Государственного комитета обороны (июль
1945 г.) Наркомфину СССР было предложено
по просьбе правительства Албании
отпечатать по эскизам, утвержденным
представителями этого правительства,
денежные билеты на сумму 1 млрд.
албанских франков во втором полугодии
1945 г. Но в каталогах денежных знаков об
этом не сообщается.
В
чрезвычайных условиях войны на
завершающем ее этапе, в разгар тяжелых
боев и трудностей с хозяйственным
обеспечением наступающих армий
неотложный выпуск денежных знаков
советским военным командованием
являлся совершенно необходимым,
поскольку насильственные изъятия
материальных и иных ценностей (реквизиции,
конфискации и т.п.) у населения для
Советской Армии были неприемлемы.
Поскольку военные выпуски денег были
в большей или меньшей степени связаны
с мобилизацией и привлечением
некоторых товарных, преимущественно
продовольственных, а также трудовых
ресурсов у населения освобождаемых
стран, мы полагаем, что и сами военные
денежные знаки, выпущенные советским
командованием, являлись
свидетельствами того немногого, что
было получено Советской Армией в
ссуду от народов освобожденных стран.
К тому же не следует забывать, что в
ходе боев командование Советской
Армии и ее воины оказывали всемерную
бескорыстную помощь, особенно
продовольствием и товарами первой
необходимости, бедствующему
населению этих стран.
Эмиссия
военных денег СССР преследовала и
определенные созидательные цели.
Внедрение их в оборот в качестве
платежных средств привнесло элементы
надежности и порядка в глубоко
расстроенное денежное обращение
освобожденных стран. В этом отношении
их кратковременное функционирование
поддержало престиж национальных
валют там, где они еще сохранялись, а
равно и заинтересованность народно-демократических
правительств в скорейшем создании
собственных унифицированных и
стабильных валют и денежных систем.
Закончить
настоящий очерк, несколько нарушая
историческую хронологию событий, я
хотел бы кратким ознакомлением
читателей с малоизвестным
прецедентом выпуска и использования
денежных знаков, приписываемых в
иностранных каталогах Советской
Армии. Речь идет об эмиссии
национальных денежных знаков и
Иранском Азербайджане, на территории
которого в годы Великой Отечественной
войны находились советские войска. По
поводу этих очень редких дензнаков я
смогу ограничиться сообщением только
справочного характера об их выпуске в
период предоставления автономии
северо-западной провинции Ирана.
По
заключенному еще в 1921 г.
дружественному советско-иранскому
договору предусматривалось, что если
границам будет угрожать опасность со
стороны третьих стран, то Советское
правительство будет иметь право
ввести свои войска на территорию
Ирана, чтобы в интересах самообороны
принять необходимые военные меры.
Однако необходимость в этом на
протяжении двадцати лет не возникла.
С началом
вероломного нападения фашистской
Германии на СССР и появлением
реальной угрозы для Советского Союза
и его союзников фашистского удара по
Кавказу и Средней Азии с территории
Ирана 25 августа 1941 г. на его территорию
одновременно вступили с севера -
советские, а с юга - английские войска.
Существенно, что в заключенном затем
Договоре о союзе между СССР,
Великобританией и Ираном заявлено: «Наличие
войск на иранской территории не
представляет собой военной оккупации
и будет возможно меньше затруднять
нормальную работу администрации и
органов безопасности Ирана,
экономическую жизнь страны, обычное
передвижение населения и применение
иранских законов и постановлений».
Особо оговорено, что «будут заключены
в возможно короткий срок соглашения в
отношении всяких финансовых
обязательств, принимаемых на себя
союзными государствами по таким
вопросам как закупки на местах, аренда
зданий и промышленных сооружений,
наем рабочей силы, фрахты и т.п.» [7, т.1,
с.218-219].
В
условиях перемен, происшедших в
политической жизни Ирана после
отречения от престола профашистски
настроенного шаха в пользу своего
сына Мохаммеда Реза Пехлеви, и
развернувшегося в стране в середине 40-х
годов демократического движения
Иранскому Азербайджану, где стояли
части Советской Армии, была
предоставлена автономия. В тот период
были выпущены в обращение
изготовленные на месте денежные знаки
автономного Иранского Азербайджана.
Известны билеты шести номиналов: 5
кран, 1, 2, 5, 10 м 50 туманов. Все они имели
на лицевой стороне одинаковый рисунок,
надписи «Азербайджанское автономное
правительство», дату 1324
мусульманского летоисчисления (соответствует
1946 г.). Номиналы сделаны только
арабским шрифтом. В обращении эти
билеты находились недолго. После
отвода советских войск из Ирана
весной 1946 г. и отмены автономии
Иранского Азербайджана денежные
знаки были полностью изъяты и, за
редким исключением, уничтожены [12, с.
104]. По нашему убеждению, определять
названные денежные знаки в качестве
военных и к тому же оккупационных
денег нет достаточных фактических
оснований.
|